В кадре дерутся два гусара наполеоновской армии. И у обоих косички на висках.
На что это похоже? Правильно, это пейсы. И носят они тут отнюдь не декоративную функцию или признак религиозности. Нет, это один из защитных элементов формы солдата, призванный хоть как то минимизировать вред от боковых ударов саблей.
И таких вот элементов было много.
На голове у гусара были кивер с султаном и кокардой. Это все, в комплексе,аналог каски, призванные смягчать удары саблей по голове.Шнуры на одежде смягчают удары холодным оружием по туловищу.Тоже самое и с обшлагами на рукавах. Верхняя куртка надета только на одно плечо, левое. С одной стороны она не сковывает правую руку, в которой гусар держит саблю а с другой защищает левую сторону туловища от рубящих ударов.
Те же самые функции были у треуголки с плюмажем. А погоны и эполеты это защите от рубящих ударов сверху.Обратите внимание на стоячие, жесткие воротники. Они защищали шею.
А лампасы это тоже элемент защиты. Раньше там был вшит толстый шнур, который смягчал боковые удары холодным оружием по ногам.
И даже парики носили не просто так.
Вот изображение прусского мушкетера ( так написано в подписи к рисунку).Хорошо виден штырь, привязанный сзади к косичке.
И даже чалма это та же каска. Только на юге. Под ней была коса, тоже призванная смягчать удары холодным оружием сверху.
У нас, на севере, было холоднее. поэтому носили высокие шапки-папахи. Обратите внимание, у боярина высокий стоячий воротник, защищающий от ударов по шее сзади, тесьма и шнуры на груди. Потом они стали прообразами так называемых " разговоров" на форме у бойцов Красной Армии. А левый рукав длиннее правого и тоже служит защитой как и у гусар. Ну а толстый кафтан был как бронежилет, защищавший от тех же ударов холодного оружия и стрел.
Вот эту форму Красной Армии разработали еще до революции. Она, на самом деле, в общем то парадная.И списана, как вы уже поняли, с той, старой формы русской армии 16-17 веков.Но, галифе, подозреваю, тоже защищали ноги от боковых ударов саблей или шашкой.
А вам вот эта картинка корсета 16 века ничего не напоминает?
Кира́са (фр. Cuirasse, также панцирь, корслет (Corslet) и так далее) — элемент исторического нательного защитного снаряжения, состоящий из грудной и спинной пластин (иногда — только из грудной), изогнутых в соответствии с анатомической формой груди и спины человека[1].
«бригантина» — надетая поверх кольчуги жилетка с наклёпанными под сукно или кожу металлическими пластинами, по одной из версий происходящая от усиленного металлическими пластинами нарамника-сюрко, а по другой — от аналогичных по конструкции монгольских панцирей хатангу дегель. Со временем размер пластин бригантины увеличивался, пока она не превратилась, по сути, в обтянутую тканью кирасу из нескольких составных частей.
Комбинация бригантины и латного набрюшника.
Кстати там, на снимке корсета 16 века, деталь внизу не декоративная а призвана защитить самое интимное место солдата.
А помните Азазель Акунина ?
Вообще любая деталь мужского гардероба или часть одежды раньше была функциональна и служила частью военной формы в то или иное время. Только со временем и под влиянием новых реалий, военная форма видоизменялась а ее старые элементы переходили в гражданскую жизнь, превращаясь в те же цилиндры и шапокляки. А дамы с удовольствием приспосабливали все это для себя, одевая парики и корсеты. Ну а религиозным иудеям достались пейсы и большие меховые шапки, которые на юге в принципе не нужны.А вот в Европе, в свое время, все это было очень востребовано. Шотландские гвардейцы, с севера Англии, до сих пор носят такие же шапки.
Дополнение:
Любая мужская мода или деталь гардероба всегда берет свое начало из военной формы. В свою очередь,любая деталь военной формы очень функциональна и призвана,прежде всего, защищать солдата.
Сегодня набрел на пост:Великое противостояние 1812 года. Гусары Великой Армии Наполеона. Французы.

Текст из поста:
Все что связано с российскими гусарами в той же, если даже не в большей степени связано и с французскими. Во Франции даже ходила поговорка: «Тот, кто дожил до 30 лет и не погиб, не настоящий гусар». И это было вполне обосновано. Например, в атаках при Люцене погибли 20 из 25 гусар, награжденных накануне орденом Почетного легиона!
Кстати, знаменитый маршал Мишель Ней начал свою военную карьеру сержантом 1-го Гусарского полка.
А вот знаменитый у ранних французских гусар "аксессуар" - косичка, почти исчез. Вплоть до 1810 года каждый гусар заплетал по косичке перед каждым ухом и отращивал огромные висячие усы. К косичкам (их называли cadenettes) подвешивались кусочки свинца, чтобы они висели вертикально. Ветераны использовали вместо свинца золотые монеты — заодно и запас на черный день :-))

Так вот эти косички были вот такими, как в фильме Ридли Скотта- Дуэлянт. Он как раз рассказывает о французских гусарах времен наполеоновских войн.
Там же были показаны и меховые шапки.
На первом рисунке и в фильме хорошо видно, что косички были под рантом- ремешок (на полевых фуражках, например, он называется также «подбородным ремешком»). В данном случае рант — витой шнур-филигран. И все это способствовало защите лица гусара от ударов саблей, в том числе и витой шнур-филигран .Плюс эта длинная косичка завязывалась под подбородком и не давала ранту натирать кожу лица во время переходов или длительного ношения меховой шапки.
Уверен, такие косички носили очень многие солдаты того времени, не только гусары. Как и меховые шапки.
Вам это ничего не напоминает? Это пейсы и меховые шапки у хасидов.
Как правильно заметил юзер

Я же говорю, ничего не исчезает, все имеет в своей основе сугубо функциональную основу, пусть даже и напрочь забытую сегодня.
Кстати потом для того же самого служили пышные бакенбарды.

У многих бакенбарды еще и соединялись под подбородком, что бы ремешок от фурашки не натирал лицо.

Скобелев, Михаил Дмитриевич. Гравюра I половина 1870-х гг.

Александр Македонский на помпейской мозаике.
По наводке


Journal information