well_p (well_p) wrote,
well_p
well_p

Categories:

Баал и Саваоф, кто более матери истории ценен?

Сегодня поговорим о Баале или как у нас говорили Ваале. Для начала пост моего френда.


Оригинал взят у mudraya_ptica в про Вулкана и других-3
Результаты поисков Баала.


Embleem Baal, Jan Goeree, 1722
Пьедестал с Юпитером (D.O.M.) на троне. Путти принесли жертву и должны были украсить статую цветами. На переднем плане медальоны с идолами. На заднем плане, другие статуи богов, включая Ваала, Молоха и Пана.
Boekillustratie voor Martinus Koning, Lexicon hieroglyphicum sacro-profanum, of Woordboek van gewyde en ongewyde voor- en zinnebeelden. Dordrecht bij Joannes van Braam en Amsterdam bij Gerard onder de Linden, 1722, dl. 1 (D), p.
What: Ahab's idolatry: he worships foreign gods and builds a temple for Baal in Samaria (Идолопоклонство Ахава: он поклоняется чужим богам и строит храм для Ваала в Самарии)
Rm

Если судить по этой картинке, то из нее непонятно, где же затерялся тот Баал, эмблемой которого картинка является.
Если судить в общем по количеству картинок в двух моих любимых музеях, то Баал не очень известен или популярен.
Но если открыть вики, то сразу хочется ее закрыть, чтобы не утонуть в обилии имен, эпитетов, характеристик и параллелей.

"Баа́л (общесемит. b’l; др.-евр. בעל или באל‎ — Бел, Балу, Ваал — букв. когнаты «хозяин или господин») — вообще является эпитетом «бог, владыка» для разных богов и градоначальников у древних западных семитов. Также являлся конкретным божеством в ассиро-вавилонской этнокультуре, почитавшимся в Финикии, Ханаане и Сирии как громовержец, бог плодородия, вод, войны, неба, солнца и прочего.
Первоначально имя Баал было нарицательным обозначением божества того или иного племени, потом местности (Баал Тира, Баал Сидона и др.), в это время его святилища приурочивались к источникам, лесам и горам. Титул «Баал» давался князьям и градоначальникам, входил в имя. (Например: упомянутый в египетской повести XI в. до н. э. «князь Библа Текер-Баал», Ганнибал, Балтазар, список царей Тира.)
Позже Баала считали богом солнечного света, немного спустя он стал творцом всего мира, Вселенной, затем бог-оплодотворитель." (вики-ру)

Разбираться в этой мешанине у меня нет ни малейшего желания. В целом персонаж был везде, от кельтского Белена (Belenus, Belenos, Belinus, Bel, Beli Mawr), которому до сих пор посвящен Белтейн, через разнообразные грекоримские ипостаси (В интерпретации graeca, Ba'al обычно ассоциировался с Юпитером Белусом, но иногда связан с Геркулесом. Однако Бааль Хэммон был отождествлен с греческим Кроносом и римским Сатурном (как «Африканский Сатурн»)) до Вавилона и ислама.
Мне больше всего глянулся Белый Мавр)).

Список связанных значений в вики-а тоже впечатляет, и это только для одной формы имени.
Оттуда мне понравились British Association for Applied Linguistics, a UK society for applied linguists и два раввина - Baal Shem Tov or Besht, a Jewish mystical rabbi и Baal HaTanya or Shneur Zalman of Liadi (1745–1812), an Orthodox Rabbi.

Так что, если в имени-названии чего-либо встретится корень бал-бел, то сразу понятно, откуда что взялось)).



Картинки древних надгробий примечательны тем, что надписи, содержащие имя Баала, как обычно, выцарапаны гвоздем. А так же свободным чтением лингвистами пунического и неопунического языков. У меня, например, складывается впечатление, что древние тексты читают и переводят, кто как хочет.
Также интересны изображения ангелов, крестов и двух палок сшарами, про которые в прошлой серии вычитала, что они были символом Ту-Баал-Каина-кузнеца.

Г-Перевод с голландского не правила практически. С английского не переводила вообще.


Polished bone amulet in form of standing male figure. Possibly figure of Baal or Reshef, certainly a deity.
Culture/period Phoenician (site. 8thC BC-3rdC BC (site). Found/Acquired Tharros, Grave 8 (Europe,Italy,Sardinia,Oristano)
Bm
Баал в колпаке. Гефест-Вулкан тоже был в колпаке. Хотя это вообще может быть кто угодно)).


Limestone statuette of a ram-headed figure sitting on a throne supported by rams, possibly a depiction of Zeus-Ammon or Baal Hammon; the figure is dressed in an Ionian-style chiton.
Culture/period Cypro-Archaic II. 600 BC-550 BC. Made in: Cyprus. Excavated/Findspot: Cyprus.
Bm
На Кипре баранья тема Зевса-Амона или Баал-Хамона.


Limestone statuette of a horned human-headed figure sitting on a high-backed throne supported by standing rams; the seated figure, probably Baal-Ammon or Zeus-Ammon, is dressed in a long robe extending to the feet, with his hands on the beasts' heads; he has a triangular face and pointed bead (partly broken away) with his lips raised to denote a slight smile; his hair falls on each side to the shoulders; the ram horns are incised to show the curvature; the back of the figurine is unworked; part of the back of the throne and the head of the figure are broken away.
Culture/period Cypro-Archaic II. 530BC-480BC. Made in Cyprus. Excavated/Findspot Amathus, Site E, tomb 258 (Europe,Cyprus,Limassol)
Bm


Terracotta figurine of a bearded man with horns, reclining on the back of an oversized ram, possibly a depiction of Zeus Ammon or Baal Hammon; hand-made with applied and tooled details on the beard; the man faces outwards with his extended right hand holding a small dish or phiale; he holds two branch-like items along his left arm; the ram has a long face with concave sides, similar to contemporary horse figurines; applied eyes and large curled horns; his tail hangs along the back right leg; made of fairly coarse buff clay; white surface accretions on the animal and the god.
Culture/period Cypro-Classical I (?), Cypro-Archaic II (?). 600 BC-400 BC. Made in: Cyprus. Excavated/Findspot: Salamis (Europe,Cyprus,Famagusta (district),Salamis)
Bm


Limestone votive stela with a sharply pointed apex and acroteria.
Culture/period Phoenician/Punic. 4thC BC-2ndC BC. Excavated/Findspot Carthage (Africa,Tunisia)
Inscription Translation "Stele of MLKB'L which vowed Muttunelim [or Mattan-Alim] son of Shasaf to the lady to Tanit face of Baal and to the lord to Baal Hammon for hearing his voice." (Inscription Comment: MLKB'L is not translated. Muttunelim is the version of the name given by the catalogue and Mattan-Alim is from the previous database record.)
Bm
В Тунисе разнообразные символы и нет баранов.


Limestone votive stela; decoration in low flat relief; in pediment is a 12 petalled rosette in a disk; 4 line neo-Punic inscription; symbol of the goddess Tanit is flanked by caducei; above them are astral symbols.
Culture/period Phoenician/Punic. 2ndC BC-1stC BC. Excavated/Findspot Carthage (?)(Africa,Tunisia)
Inscription Language Punic. Inscription Comment: Dedication to Baal by Gaius Julius Arish, son of Adon-Baal.
Bm


Limestone stela, top broken off, containing a large, almost square panel with raised border.
Culture/period Neo-Punic. 1stC-2ndC. Excavated/Findspot Carthage (Africa,Tunisia)
Inscription Language neo-Punic. Inscription Translation. "To the Lord to Baal Amon the ?sanctified a vow which vowed Muttunbaal son of Baalyaton discharging his vow because he heard his voice and blessed him."
Bm


Limestone stela, top part missing
Culture/period Neo-Punic. 1stC-2ndC. Excavated/Findspot: Carthage (Africa,Tunisia)
Inscription Language Neo-Punic. Inscription Translation "To the lord to Baal which vowed Himilk son of 'Azrubaal son of Muttunbaal for for (sic) ....he heard his voice blessed him."
Acquisition notes
This donation of four Punic stelae said to be from the area of Carthage was highlighted in the published 'Accounts of the Income and Expenditure of the British Museum for the Financial Year ended the 31st day of March 1859' (p.13).
Bm


Limestone stela fragment
Culture/period Neo-Punic. 1stC-2ndC. Excavated/Findspot Carthage (Africa,Tunisia)
Inscription Language Punic. Inscription Translation: "Vow to Baal MSQY Qartullus Cestius hear his voice bless him"
Bm


Saul beheaded by Philistines who present his armour as an offering to Baal; the body of Saul at left, his armour above a fire burning on an altar at right. Illustration to 'Biblia cum concordantiis veteris et novi testamenti...' Lyons: Jacques Sacon for Anton Koberger, 1519.
Bm
Занятно, что доспехи в жертву приносятя на огне. Переплавка? :)

Через две тыячи лет в европах вспомнили про Баала. Но очень однобоко. Жертвы, поклонение и разрушение идолов.
Идолы, правда, весьма разнообразны и примечательны.


Title (series) Apocalypse
The emperor defeating the pope; the emperor with troops on horseback, piercing the pope's side with a lance, behind the fallen pope a cardinal, bishop and monks. In background Elijah slaying the prophets of Baal. From a series of 48 woodcut illustration intended for Laurentius Agricola's translation of Sebastian Meyer's Apocalypse commentary. Sheet trimmed at top. 1548
Bm
Тут отклонение от главной темы, хотя Илия присутствует на дальнем плане. Параллель жрецов Баала и папы чудесна, на мой взгляд)).


Elia en de priesters van Baal, anonymous, after Lucas van Leyden, 1525 - 1530
Фрагмент листа из Biblia Pauperum. Илия на коленях перед алтарем с зажженными жертву, оставил своих жрецов Ваала на коленях перед жертвеннике. Рама с двумя пророками.
Rm

Вполне себе средневековые одеяния библейских персонажей через 30 лет внезапно сменятся древнеримскими. Почему бы это??


Verwoesting van de tempel van Baal, Harmen Jansz Muller, after Maarten van Heemskerck, 1565 - 1569
В храме Ваала люди разбивают идолов.
Rm


Koning Josia laat de tempel van Baal verwoesten, Philips Galle, after Maarten van Heemskerck, c. 1569
Царь Иосия приказывает разрушить храм Ваала и убить жрецов Ваала.
Rm


De priesters roepen Baal aan en bidden om vuur, Philips Galle, after Maarten van Heemskerck, in or after 1567 - c. 1570
Жрецы Ваала кричат и танцуют вокруг своего алтаря и призывают их бога Ваала и просят его уволить для всесожжения. На заднем плане вы можете увидеть, как Илия старый алтарь снова пусть построить двенадцать больших каменных блоков.
Rm


Israel vereert de Bael van Peor en Pinechas doodt Zimri en Kozbi, Maerten de Vos, 1585
Израильтяне иметь дело с женщинами Моавитянин и идти своим богом, Ваал Фегора, поклонение. Израиль встать на колени перед идолом вниз и сделать фон вместе с жертвоприношениями. Моисей получил указание убить всех служителей Ваала. На переднем плане дает Финеес слушаться эту команду, израильтянин Замврий и женщина Мадианитянину Cozbi, которые занимаются любовью в палатке, убивая.
Rm


Vernietiging van de afgodsbeelden van Baäl, Philips Galle (attributed to workshop of), after Maerten de Vos, 1547 - 1612
Израильтяне разрушают образы Ваала, чтобы показать, что покаяние за свои грехи перед Богом. Картина имеет подпись латинский и является частью серии статей о искуплении и покаянии в Ветхом и Новом Завете.
Rm

В 17 веке римские одеяния-статуи исчезают и сменяются восточно-невнятными. Но зато жертвенники становятся более похожими на печи)).


Elia en de profeten van Baal, Pieter Nolpe, after Bartholomeus Breenbergh, 1623 - 1652 and/or 1623 - 1702
Пророк Илия становится на колени перед алтарем, что он облил водой и призывает Бога, чтобы сжечь жертву. Левый смотрит на царя Ахава. На заднем плане являются жрецы Ваала на их алтарь, где они тщетно призывают Ваала, чтобы сжечь их жертву. Внизу в текстовых полях двухстрочным на латыни и текста из двух строк на польском языке, а в середине Могли ссылка на Библии в одном. 18: 36.
Rm


Mensenoffers voor de afgod Moloch, Jan Lamsvelt, after P. Goeree, 1684 - 1743
Rm
Это не Баал, а Молох, в виде печи с дверцами-заслонками.


De Israelieten en de Moabitische vrouwen, Pieter Sluyter, after Gerard Hoet (I), 1705 - 1720
Rm


Offer van Elia door vuur verteerd, Jan Luyken, 1708
Алтарь с жертвой Илии воспламеняется Богом как знак своей власти. Слева жрецы Ваала, которые безуспешно пытались сжечь свою жертву.
Rm


Israelieten brengen offers aan de afgodsbeelden, Jan Luyken, 1712
Израильтяне приносят жертвы идолам

Rm

Дальше картинки как-то сходят на нет.


______________________________________________________________________________________________________________________________

А теперь поближе посмотрим некоторые из этих картинок.


Это Юпитер. На голове корона, в руках держава, т.е. земной шар и скипетр.


Вот у этого Баала тоже в руках держава.


Тут Баал больше похож на Юпитера.


Держава, скипетр и венец, который был аналогом короны.


А теперь почитаем книги.

Книга: Димитрий (Туптало Даниил Савич; митрополит Ростовский и Ярославский; 1651-1709.).
Летопись иже во святых отца нашего Димитрия митрополита Ростовскаго чудотворца, сказующая деяния от начала миробытия до рождества Христова, : Собранная из божественнаго писания, из различных хронографов и историографов греческих, славенских, римских, польских, еврейских и иных, : С присовокуплением богоугоднаго жития сего святителя, Духовной грамматы, Келейных записок и гравированнаго его портрета. - 2-м тиснением / С настоящаго подлинника писаннаго собственною святителя рукою, издал Василий Сопиков. - Санктпетербург : При Имп. Акд. художеств, 1796.



Книга : Книга степенная царскаго родословия, содержащая историю российскую с начала оныя до времен государя царя и великаго князя Иоанна Васильевича, / Сочиненная трудами преосвященных митрополитов Киприана и Макария, ; А напечатанная под смотрением коллежскаго советника, и Имп. Академии наук, також и разных иностранных академий, и Вольнаго економическаго и Российскаго Вольнаго же собрания члена Герарда Фридерика Миллера. - Москва : При Имп. ун-те, 1775. - 4°.


Книга: Меэган, Гийом Александр де (1721-1766).
О начале, размножении и падении идолопоклонства, о гаданиях и жертвоприношениях. / Перевод с французскаго [Якова Трусова]. - Москва : Унив. тип., у В. Окорокова, 1792.

Тут Ваала отождествляют с Нимродом. Ну собственно это не особо важно.Один и тот же бог в разных народов назывался по разному: Юпитер-Зевс-Дий ( это у славян) и так далее.



Ломоносов считал, что Бог живет на Солнце.А Баал считали богом солнечного света, немного спустя он стал творцом всего мира, Вселенной,как написано выше.




Кстати это изображение богов Отца и Сына. Обратите внимание у обоих  в руках державы. Атлас из архива Испанской национальной библиотеки : Dixiéme Volume de la Geographie Blaviane Contenant le XVII Livre de l'Europe et l'Afrique [Jean Blaeu] .1667 год .



Несколько цитат из поста, что я цитировал :

В интерпретации graeca, Ba'al обычно ассоциировался с Юпитером Белусом, но иногда связан с Геркулесом. Однако Бааль Хэммон был отождествлен с греческим Кроносом и римским Сатурном (как «Африканский Сатурн»)) до Вавилона и ислама.

"Баа́л (общесемит. b’l; др.-евр. בעל или באל‎ — Бел, Балу, Ваал — букв. когнаты «хозяин или господин»)

Когда с небес ( что в старину означало твердь, и скорее всего другую планету) сошли боги, то древние люди начали соревноваться, кто из этих богов круче.Одни поклонялись тому, кого мы сейчас знаем, скорее всего, под прозвищем Саваоф а другие, богу, которого мы сейчас называем Юпитер, Зевс, Дий, Сатурн и так далее.( такое чувство, что там было две экспедиции).В какой то момент Саваоф победил. А может это был и не Саваоф а Христос, который тоже Бог, хоть и сын.( не путайте бога и земного человека по прозвищу Христос).Он же на картинке, что выше, тоже с державой. А Баал это сам Саваоф. Ну он же тоже творец вселенной. Но это уже не важно. В конце концов победила определенная фракция, она и, в основном, написала под себя историю. Но не везде Баал со товарищами был забыт. Римские-Греческие-Славянские-Египетские боги были объектами поклонения до самого последнего времени.Существую параллельно с Богом( как бы его не называли сейчас). И все это наслаивалось на шаманство, и прочие особенности менталитета рода человеческого. В общем такая мещанина получилась, что сам черт уже не разберет, кто, где, с кем и в какой позе? Ну это история, в ней всегда так, и без машины времени не разберешься. Да и с ней тоже, думаю, вряд ли.
Но суть, вы надеюсь поняли.В общем то ничего нового, обычная борьба за власть и покровительство между двумя "крышами" богов.

Да, там еще бык был на картинках. Это Апис.
Книга: Лакомб де Презель, Оноре (1725-1789?).





Пост в продолжении моих мыслей .

Есть вот такой текст о Баале.





Т.е., насколько я понял, Баал это синоним слова Бог. А Евреи средних веков употребляли его в значении христианского Бога. Кстати какие евреи? Те что арабы-семиты  или  немцы из южной Германии?Или автор имеет ввиду иудеев? Тоже вопрос. Ну это ладно. У меня возникла другая мысля.А вам не кажется, что у древних евреев и у христиан были разные боги ? Учитывая, что язычество это древнеиудейская вера в греко-римско-славянскох-египетских богов. Да и в моем посте о Баале и Саваофе , под Баалом, в частности, скорее всего, имели ввиду Юпитера.Опять же можно вспомнить стародавнюю ненависть православных к латинянам.А помните как Владимир христианство принимал? Ведь он отринул латинян.И принял православие, что очень важно, по греческому канону.
Кстати, если вы не в курсе. то в Египте до сих пор есть православная церковь-община. И в Эфиопии тоже.Вместе с иудейской общиной, большая часть которой в Израиль переехала.
А я уже много раз показывал штандарт последнего эфиопского императора, кстати православного.


Ну вот такое там,в Эфиопии было православие.

При этом у нас, на Руси ненавидели ересь жидовствующую. Т.е., скорее всего, иудеев.Опять же на Руси верили, что Владимир принял христианство через папу Климента, которого римский император Нерон сослал в Корсунь. На Москве была церковь папы Климента. Хотя, вполне возможно, что папы был местный, из провинции Романия, что находилась под Константинополем .
Господи ну как разобраться во всех этих течения и ересях, которые существовали раньше? У нас народ шиитов от суннитов отличить не может. При том, что они рядом на одном гектаре друг с другом срать не сядут.

В общем мне представляется, что верховных богов ( скажем так) было явно даже не два. Иудеи, латиняне, православные а там еще и мусульмане с их мешаниной из всех культов и ересей, что были тогда, в том числе и из язычества, которые было древнеиудейским вариантом веры ( не путайте с современным иудеями, у которых сейчас тоже море вариаций, вплоть до общин, которые ненавидят Израиль и сотрудничают с Ираком.).
Чувствую я вас уже запутал.На самом деле там все еще более цветистее и многомернее, чем вы можете даже себе представить.В принципе так и должно быть. Вера это все го лишь следствие конкретных условий жизни человека в конкретной местности, с конкретными климатическими условиями.Как менталитет и обычаи с привычками. Мы с украинцами и белорусами вроде бы родственники и живем через стенку а вероучения о понимании  жизни  у нас ну очень разные,Бытие определяет сознание.И веру.
Но вначале было слово. Сказанное конкретными ребятками, пришедшими с небес.На них и молились наши предки на Руси ( это регион а не страна, включающий в себя  и Белоруссию с Украиной и даже Крым, по некоторым данным) , называя их телом златым, т.е. телесного цвета.
Вообще вера в единого Бога появилась только наверно в 17 веке, когда в Европе и России постепенно стало наступать самодержавие.До этого царей и императоров выбирали. У нас, в частности, на Совете Всей Земли, тогдашнем парламенте.  Соответственно под новые политические условия модифицировали и веру.И конечно переписали историю. Хотя ее тогда только писать, по сути, начали.

Если вы ничего не поняли, заходите в мой цикл постов о религиях мира.Что бы правильно задать вопрос, надо знать большую часть ответа.Чем я и занимаюсь в своих исследованиях.


Интересное дополнение от моего френда psknick.

""""""""Цитата:"Опять же можно вспомнить стародавнюю ненависть православных к латинянам.А помните как Владимир христианство принимал? Ведь он отринул латинян.И принял православие, что очень важно, по греческому канону."

Цитата:"При этом у нас, на Руси ненавидели ересь жидовствующую. Т.е., скорее всего, иудеев."

Создается впечатление, что так называемые "латиняне" в средние века и были теми "иудеями".

Например, Библейская хронология по Торе с Вульгатой и Септугианте не совпадает. И, кстати, это у Православных Христос пришел в 5508 год от сотворения мира, у Католиков же и у Иудеев это был 3761 год...

Можно предполагать, что "латиняне" первоначально мало отличались от первоначальной, в Вашей терминологии, "языческой ... древнеиудейской веры в греко-римско-славянскох-египетских богов". Вероятно, на первоначальном этапе, все различие было лишь в признании латинянами Пришествия Иисуса Христа и его Божественной сущности, а "древние иудеи" не признавали это. В последующем различия усиливались.

Протестантизм и прочие религиозные течения Западной Европы, которые сформировались в 16 веке, а так же Православие, которое выросло на греческой основе, они, вероятно, очень рано отделились от иудейско-латинской веры. И правда, если события связанные с Христом происходили в конце 15 века, то уже в начале 16 века возникли Лютеране (1517), а на Руси в 1518 году уже занимался переводами греческих текстов Максим Грек.

Может быть "ересь жидовствующих" была как раз "латинской"...""""""""""""



Дополнение:



Этот пост написан он был где то полтора года назад и тогда я еще не совсем понимал смысл каких то вещей и событий. Но после этого были написаны два поста - Бог это просто власть или что древние люди понимали под словом "Бог" и Краткая история Христианства. Это концептуальный посты, объясняющие многие загадки истории религий.
И на основе этих новых знаний хотелось бы пояснить насчет борьбы Баала и Саваофа.

На самом деле все просто. Слово Бог , как я уже писал, в древности было синонимом слова - Власть или Верховная Власть над Миром. Саваоф это сила. Бог Саваоф это просто Сильная Власть с Небес , ничего более. Баал же был из так называемых лживых богов.Человек по рождению он попал в сонм богов, точнее причислен к Верховной Власти над Миром, потому, что Сильная Власть с Небес куда то испарилась. И этот вакуум с удовольствием заполнили люди, которые стали причислять себя к этой самой Верховной Власти с Небес.Дело в общем то житейское. Не исключено, что Баал это имя нарицательное и таких вот "богов" было много.
А дальше произошло то, что было в Игре Престолов с Его воробейшеством. Он забрал под себя слишком много власти Думаю жрецы Баалов делали тоже самое. Это не понравилось гражданской власти  и кончилось как всегда, разоблачением культа личности и сбрасыванием кумира с пьедестала в прямом смысле этого слова. В этой жизни ничего не меняется.Люди сначала творят себе кумира а потом плюются на него.
Для гражданской власти всегда проще иметь бога где то там, на небесах, которого никто не видел, и на которого можно свалить все, что угодно. Плюс послушные жрецы-священники, которые выступают в качестве отдела пропаганды и агитации. Это связка оптимальна для человеческого общества и неизменна уже много веков.И попытки нарушить ее кончаться всегда одинаково.

Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo well_p май 16, 2015 01:49 98
Buy for 30 tokens
Этот пост краткое описание истории города Пермь Великая, который исчез в начале 18 века. Полное описание моего расследования можно прочитать вот по этой ссылке. В русской традиции называть местности по имени центрального города . Причем когда этот город переименовывают то и область часть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments