well_p (well_p) wrote,
well_p
well_p

Category:

Торговля в средние века , маленькая маленькая часть экономики .

А поговорим сегодня о торговле в древности  . Традиционно у нас считается , что именно торговля привели к созданию городов и их дальнейшему росту за счет налогов и пошлин с этой торговли а также услуг по обслуживанию этой самой торговли . На эту тему написаны тысячи книг и защищены миллионы диссертаций . Но я, как всегда,  все  люблю проверить сам , на основе существующих первичных документов . Такими у нас сегодня будут выступать планы крупнейших торговых городов мира .
И начнем мы с города всех городов , Константинополя . Он стоит на выгоднейшем месте , перекрестке древних торговых путей между Азией и Европой  . Я тут даже ничего писать не буду , вы сами все прекрасно знаете . По современным понятиям историков  властям города, в древности, вообще ничего делать не надо было , только сиди себе  на берегу Босфора и снимай с проплывающих кораблей пошлины да налоги . Давайте посмотрим как было на самом деле .
Это план города датируемый 1493 годом , практически один из самых старых , дошедших до нас . (Все фотографии открываются по клику в большом размере .)
Ну вообще то это не город а так деревня с мельницами .




1572 год  .Вот тут уже можно о чем говорить  более наглядно . Четко видно  расположение города . Я не буду высчитывать , как это я обычно делаю , размеры и население города , за меня это сделал мой френд crustgroup в своем очень подробном посте : Семь церквей Апокалипсиса и Вечный город .  У него получилась площадь  где то 15,6 кв .км. и население не более 30 тыс человек . И я с ним полностью согласен . Как раз получаются те же 2 тыс. человек на кв .км , о которых я уже писал в своих циклах о населении древних городов .



А это русская карта уже от 1710 .Самое интересное , что ничего по сути не изменилось . Как так, ведь население Европы и Азии за этот период просто не могло не подрасти ?  Опять же корабли стали совершеннее  и могли перевозить больше груза и людей.



План  1720 года. Внизу видна панорама города со стороны " Перы" , района города на другом берегу залива . Вон он, на предыдущем рисунке, в верхней части плана .И тут я чего то не вижу пристани . Т.е. она может и есть , но явно какая то не очень большая . И это наводит на мысли о не очень большом грузообороте .



1770 год . И опять все тоже самое .Только на другом берегу Босфора , справа по карте , поселение растет . А основной город как был в границах конца 16 века так и остается .



1828 . А вот тут поселение , что расположено через пролив , вообще не в черте города . "Пера"  же , такое чувство , даже уменьшилась в размерах по сравнению с 18 веком .



1840 год . Середина 19 века . В то время как космические корабли бороздят просторы вселенной пароходы массово вытесняют старые парусники из морей и океанов а  население и торговля во всем мире растет как на дрожжах , древний город Константинополь по прежнему остается древним и очень маленьким .  Для сравнения Лондон в эти годы уже 54 кв.км . А Москва была такой уже в середине 18 века .



1909 год . Ну вот наконец то хоть какой то прорыв . Город таки стал  наконец увеличиваться и поглощать  окрестные поселения . Причем очень своеобразно , расти стали его части на других берегах залива и пролива . А основной город так и остался в своих границах . Хотя по идее проще таки расти как раз влево по карте , чем пытаться наладить надежное сообщение через большую водную акваторию . И я даже знаю почему так происходило . В начале 20 века у города Стамбул были еще крепостные стены . Стыдоба какая . Точь в точь  как у такой же большой деревни как Пекин . Москва , Лондон и Париж избавились от них еще в конце 17 века .



Нет , это еще не все . Я только начал . Обратим свои взоры на Францию , а точнее на такой город как Марсель . Посмотрим его план из моего старого поста: Население Франции в 1638 году .
В начале 17 века это была маленькая деревня . Вот тот залив , где сейчас стоит куча яхт и катеров в глубину всего то 800 метров . А сама площадь города тогда была не больше 1 кв.км. И это , между прочим , морские ворота Франции , крупнейший порт на Средиземном море .



Я нашел его план через 200 лет , в 1840 году . Да город очень сильно увеличился , раза так в 4 наверно . Но это по прежнему малюсенькая деревня , никак не соответствующая  своему громкому титула - Морских ворот!  Вот явно торговля не составляла большую часть бюджета  города. А деньги , что моряки оставляли в портовых трактирах и борделях , были не столь большими , как мы сейчас думаем .



Теперь Россия . Архангельск . Город был создан по прямой просьбе английских купцов и изначально был именно портом а не центром провинции . Процитирую Википедию : В 1584 году, который считается годом основания города, воеводы спешно, «одним годом … поставили город круг Архангельского монастыря»[8]: острог с двойными рублеными стенами, башнями и воротами на север, запад и юг, окружённый рвом с тыном в нём и надолбами перед ним. Напротив крепости на двинском берегу выстроили корабельную пристань, укрепив берег бревенчатым обрубом. Помимо резиденции воеводы и Михайло-Архангельского монастыря, в крепости находились холмогорские и московские стрельцы. Под её стены были переведены на пристань торговые фактории англичан и голландцев . В 1587 г. сюда же были принудительно переселены 130 семей «из Двинских посадов и волостей», образовавших Новохолмогорский посад ...... и на полтора века стало единственным морским портом России. С конца 80-х XVI века Архангельск стал центром русской внешней торговли, приносившим до 60 % доходов государственной казны.
Вот смотрите город образовался в 1584 году Но люди почему то не горели желанием жить в нем . Через три года пришлось принудительно переселять из других мест . Ну как же так ? Там же , по мнению современных историков , должно быть хлебное место .А простой народ почему то так не считал . Я с трудом нашел два   рисунка города того времени .



А это вот фрагмент рисованного плана от 1694 года .  В принципе эти два рисунка совпадают . Крепость и высокая башня , что справа видна на первом рисунке . Но города тут в общем то нет . Так , небольшая деревушка , живущая от щедрот английских купцов .


Кстати на всех картах 16 и начала 17 века город называется С.Михаил Арангел . А то и просто С. Михаэль . А рядом всегда "С.Николай". Только вот почему то современные историки от этого упорно открещиваются , всячески замалчивая факт , что город назван в честь Святого Михаила Архангела.  Хотя официальным гербом города всегда была его икона .
Для справки , Петербург назван в честь Апостола  Петра , а не Петра 1 , как многие думают .  Если интересно, то у меня есть пост , в честь кого  на Руси конца 17 века корабли называли .  Вас ждет много интересных открытий .
Вернемся в Европу . И посмотрим на такой город как Амстердам . Процитирую текст с одного сайта , оттуда же взял часть планов города :
Как и подавляющее большинство других древних городов, Амстердам возник на воде, причем в дельте главной европейской реки - Рейна (формально это реки Эй и Амстел - рукава Рейна), заняв идеальную позицию распределителя поступающих с суши ресурсов. Именно поэтому на верфях Амстердама и стало возможным массовое судостроение - лес (пока его было достаточно) сплавлялся по Рейну.
Несколько удивляют достаточно скромные размеры Амстердама, если учесть мощность голландского флота в период его расцвета, одна Ост-Индская компания чего стоит. Может быть все силы голландцев ушли на колонизацию новых земель? И действительно, куда ни ткни в 18 веке крепости строятся голландцами или с их помощью. Опять же Нью-Йорк - первоначально Новый Амстердам, планы Петербурга тоже под названием Новый Амстердам были. Но почему и куда все делось? Англичане, говорят перехватили инициативу. Но почему тогда саму Голландию не англизировали? Это, как бы риторические вопросы без ответов.

Автор точно подмечает несуразности между размерами города и его , заявленной современными историками , торговой мощью . Еще процитирую отрывок из Вики :
XII веке это была небольшая рыбачья деревня, но во времена Золотого века Нидерландов Амстердам стал одним из наиболее значимых портов мира и крупным торговым центром.
Ну давайте собственно смотреть карты .

1550 год .




Тоже самое , но уже где то наверно конец 16 века .



1649 год . А вот это уже более подробная и точная карта .


1662 год .Город стал расти . На карте более светлым тоном обозначены перспективные места застройки после строительства новой крепостной стены и прокладки новых каналов.




И в 1705 году эти места застроили .



Посмотрим же на размеры  города . Это современная карта . Хорошо  видны границы  старого города .  У меня получилось где то 6 кв км . Это Париж в начале 17 века . Т.е. где то 12 тыс человек населения .



Ну а дальше мы можем видеть все тоже самое , что было и с Константинополем . Размеры города остались неизменными на протяжении последующих двух веков .


1730 год .




1800 год



1835  Между прочим стены, поставленные в 17 веке , до сих пор стоят .

1900 год . И уже в только конце 19 века  стены разобрали а  город стал потихоньку расти .  Но именно, что потихоньку , неспешно .  А ведь торговля, за эти два с половиной века, должна была увеличиться наверно раз в 10 .



Как вы видите , торговля за прошедшие века оказывала очень и очень небольшое влияние на рост городов . И только в 20 веке товарооборот между странами и континентами достиг таких величин , что смог служить основой таких полностью торговых городов как Сингапур .  А до этого было все грустно .  Собственно , по логике вещей , по другому и быть не могло . Большая часть населения жила за счет натурального хозяйства . Большого платежеспособного спроса просто не было . Дворянство составляло , по оценках историков , 1 процент от населения и очень четко показывало  основные границы тогдашнего спроса и торговли . И это в то время , когда корабли уже вовсю бороздили  моря и океаны . А представляете , что было когда и населения было меньше , да и суда была в основном приспособлены для плавания по рекам или вдоль морских берегов  а длительность торговых маршрутов составляла месяцы ?  Все купцы мира тогда наверно знали друг друга в лицо и по именам , тем более , что их численность, скорее всего, ограничивалась десятками человек . Нет, на такой хлипкой экономической базе города просто не могли бы возникнуть .

Для справки, два моих поста по теме населения средневековых городов  и стран : Численность населения страны как великая государственная тайна и   ЖКХ Средневекового города .


Subscribe
promo well_p май 16, 2015 01:49 94
Buy for 30 tokens
Этот пост краткое описание истории города Пермь Великая, который исчез в начале 18 века. Полное описание моего расследования можно прочитать вот по этой ссылке. В русской традиции называть местности по имени центрального города . Причем когда этот город переименовывают то и область часть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments