well_p (well_p) wrote,
well_p
well_p

Categories:

Шериф в Древнерусском государстве .

Сегодня отступлю от своих правил и возьму все факты из Википедии . Больно уж там статья хорошо написана .

Целова́льники — должностные лица в Русском государстве, выбиравшиеся земщиной в уездах и на посадах для исполнения судебных, финансовых и полицейских обязанностей. Избранный человек клялся честно исполнять свои обязанности и в подтверждение клятвы целовал крест, откуда и происходит название.
В истории развития этого института можно различить два периода: до XVII века, когда целовальники исполняют свои функции самостоятельно, и после XVII века — когда они действуют под началом воеводы или вообще приказных.
Впервые целовальники упоминаются в Судебнике 1497 года, и затем в уставных новгородских грамотах Василия III. Под 1508 год летописец сообщает, что для избежания кривды на суде великий князь приказал тиунам судить с целовальниками, по 4 на каждый месяц. В первой половине XVI века, до совершеннолетия Грозного, города и уезд получают почти повсеместно право выбирать своих излюбленных людей, в том числе и целовальников, для губного дела, а с 1555 года вводится во многих местах земское самоуправление; деятельность целовальников расширяется, и они от своих избирателей за несение обязанностей получают подмогу, например, в уделе Владимира Андреевича, в Вышковском стане, по полтине с сохи. Целовальники в это время действуют самостоятельно или помогают земским, губным и другим старостам на суде, в поимке воров, разбойников, при сборе податей, торговых и таможенных пошлин, сдают эти сборы из наддачи на откуп и т. д.


После Смутного времени начинается второй период: целовальники переходят на положение чиновников, но без соответствующих прав. Правительство стремится все свои многочисленные хозяйственные функции по различным сборам и торговым операциям сдать выборным старостам и целовальникам и требует от них гарантий, что сборы следующего года будут не меньше, чем в предыдущем или даже больше; при этом не принимается во внимание, что многие сборы, как неокладные, не могут быть фиксированы. За недобор или неаккуратность целовальников ожидал правёж. В уезде деятельность целовальников была ограничена по сравнению с городами. Повинность уездов и посадов поставлять целовальников была очень разорительна, на что они постоянно жаловались.
Впоследствии, начиная с XIX века, целовальниками называют продавцов в винных лавках. Продавцы клялись не разбавлять водку и в подтверждение клятвы целовали крест.
Последнее упоминание о профессии целовальника встречается в перечне профессиональных болезней, утверждённом ВЦСПС в 1924 году.

Т..е по сути можно сказать , что Целовальники были чем то  вроде шерифов в Русском государстве . А теперь попробуем разобрать этот текст на основании моих предыдущих расследований  . В истории целовальников как в капле воды отразилась вся история развития Русского государства . До начала 16 века их просто не было . Потому , что и государства под названием Русь-Московия тоже не было . На пространстве от Черного до Белого моря существовали десятки маленьких "княжеств" .Почему княжества я взял в кавычки ? Да потому , что князья там были не единоличными правителями и все го лишь начальниками дружины . А все основная власть была у вече . Сейчас это так и называется -вечевая демократия . Населения тогда было немного , я думаю не больше 2 тыс на княжество . И  основные вопросы решали всем миром . Да , скорее всего , существовал постоянный орган - дума , состоящая из князя , руководителей его дружины ( бояр) и авторитетных людей княжества . Но я бы не переоценивал власть этой думы . Когда все друг друга знают , все родственники , все пьют и спят со всеми , власть любого руководителя очень сильно ограничена . Съездите в деревню , поговорите с тамошним народом , все сами поймете . А тогдашние княжества и были такими деревнями . Опять же любой спор выносился на общее вече , скорее всего . Что бы решало ОБЧЕСТВО  а на какой то там отдельный человечек . Зачем нам культ личности при общинной демократии ?
Но уже в конце 15 века Москва и Владимир начали объединять эти отдельный  образования в какое то подобие единого государства . Т.е. княжеской дружины уже не было , защиту осуществлял уже центр . Кому то надо было осуществлять полицейские функции , которые раньше , скорее всего , были прерогативой дружинников.( написал и вспомнил как в советское время моя мама да и я тоже, ходили в дружину. Кто жил в советское время тот поймет )
Вот тут то и появились целовальники . Центральная власть где то там , далеко . По существу связь с ней осуществляется только во время сбора даны . А налогами это пока назвать нельзя . Жители отдельных местностей аж до конце 17 века эту дань собирали сами , сами же свозили ее в центральный город местности . А потом выбирали человека , которому они доверяли , и он сам , один , на своей подводе вез эту дань в Москву . Причем еще наверно и без охраны . С охраной то можно любого послать . Кстати судей тогда тоже выбирали  всем миром . И они , между прочим , несли имущественную ответственность за   свои решения .
Т.е. на Руси 16 и первой половины 17 века в провинции было полное самоуправление . Только уже потом , в 17 веке стали присылать воевод . Но все равно , царей выбирали  на "Совете всей Земли ". А он в свою очередь состоял из делегатов от Советов  отдельных Городов .
Постепенно населения  на Руси стало больше , оно стало платить больше налогов , и появились деньги на чиновников . Уже где то со второй половины 17 века царей постепенно перестали выбирать , а остатки демократии сворачивать . Окончательно все это закрыл Петр 1 , которого за это население называло Антихристом . Он и стал первых самодержцем на Руси , создав по сути государство в  том виде , к которому мы сейчас привыкли , с чиновниками , регулярной армией , налогами , государственной религией , подчиненной государству и так далее . При нем же у государства появилась возможность и деньги на науки и искусства . В том числе и на историю , как идеологическое обоснование самодержавия и единого государства .  Раньше , в деревнях , из которых состояла Русь ( да и Европа тоже ) все это было без надобности .
И это было правильно . Только там можно было сохранить независимость . У Польши и Великого княжества Литовского все осталось по старому , с демократией , и они прекратили свое существование, на тот момент, как отдельные независимые государства .
А целовальники стали просто не нужны . Их заменили чиновники .  И я считаю это правильно . В американских сериалах и фильмах есть один устойчивый сюжет . Герои из города  приезжают в глубинку а там буквально нет американской власти . Все жители , в том числе и шериф , связана круговой  порукой и готовы убить чужаков , если они им чем то не понравятся . Ну чего далеко ходить - Рэмбо . Помните , герой Сталлоне   просто шел через город а местному  шерифу не понравилась его морда лица . И все , Сельвеструшку чуть не убили за это . Жаловать при этом некому. Шериф и местные жители всегда заодно .
Не все так просто в жизни .

Subscribe

promo well_p may 16, 2015 01:49 101
Buy for 30 tokens
Этот пост краткое описание истории города Пермь Великая, который исчез в начале 18 века. Полное описание моего расследования можно прочитать вот по этой ссылке. В русской традиции называть местности по имени центрального города . Причем когда этот город переименовывают то и область часть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments