well_p (well_p) wrote,
well_p
well_p

Categories:

ЖКХ Средневекового города .

Этот пост некое размышление на тему  численности населения средневековых городов Европы .  В продолжение моих постов Население Парижа в 1720 году , Население Франции в 1638 году . и Рим-маленький маленький город .
Как я уже выяснил площади тогдашних городов были очень и очень небольшие . Париж в 1638 году -где то 6 кв км ,  в 1720 - 12 кв.км.  Как и Рим , только 50 годами позже .  Я взял плотность населения в 2 тыс человек на кв км ( почему именно такая цифра , подробнее тут) и получил соответственно  население Парижа в 1638 году  -12 тыс человек , в  1720 -25 тыс человек . Что резко расходится с общепринятыми цифрами . И я даже , как мне кажется , сумел объяснить почему .  Но все равно , очень многих моих читателей это не устроило . Не пытаясь оспорить площадь города ( а это сложно , план он и есть план ) они очень настойчиво мне объясняли , что в средневековье плотность населения должна была быть выше чем сейчас . Хотя с точки зрения логики  современный город, с его высотными домами, в принципе не может быть по плотности меньше чем его средневековый аналог .  А выходит именно так . Сейчас плотность населения Парижа  21 289 чел./км² . Тогда как если взять численность населения в 1637 году , которую в различных источниках оценивают в 450 тыс. человек и поделить ее на 6 кв км. то получится  плотность в 75 тыс на кв.км.  Попробуем разобраться с этими цифрами .
Основную часть населения любого средневекового города тогда составляли ремесленники и торговцы  . Собственно города изначально и возникали на торговых путях , на  традиционных местах  обмена товарами . А рядом с этими базарами и ярмарками селились ремесленники , которые обрабатывали эти товары и тут же продавали их торговцам или местному населения .  Отсюда же кстати и возникали названия улиц - Кузнецкий мост например .
Для работы ремесленникам нужна мастерская . Причем размеры у нее должны быть не маленькие.  Хорошо если ты башмачник и твои изделия занимают не очень большую площадь . А если кузнец или кожевник ? Тут малюсенькой каморкой не обойдешься . Тут надо ставить полноценный дом с наковальней , мехами , чанами для выделки кож и так далее . Про мебельщиков я уже и не говорю . Там нужен вместительный склад для дерева , место где строгать , пилить , сверлить . Ну и конечно склад готовой продукции . Который один может занять места больше чем та же кузня . Жили тогда ремесленники прямо там же , при мастерских . И если подмастерье мог спать прямо у верстака ,то хозяину и его семье все таки нужен был полноценный дом . Причем жили они в нем одни . И даже если был второй этаж , то поселить в него такого же как они ремесленника было уже затруднительно . Ему же тоже нужна своя мастерская , еще один полноценный дом . Тоже же самое можно сказать и о торговцах . На первом этаже лавка , в задних комнатах , хозяин с женой и детьми а на втором этаже какой нибуть д’Артаньян .
Т.е. втиснуть на 1 кв м  десятки человек , как это стало возможно в современных городах с их высотным строительством, просто затруднительно . А фабрики , с их бараками появились уже много позже . Да и там работало , ну судя по Москве 1775 года, не такое уж и большое количество людей , по отношению к общей численности населения .
Про знать мы говорить не будем . И так понятно , что там, даже при большом количестве слуг , люди явно друг у друга на головах не сидели . Хотя тот же д’Артаньян тоже ведь знать, по сути говоря, а жил в точно таких же условиях как и галантерейщик Бонасье .
На планах , что я приводили в постах , в общем то ясно видны одноэтажные дома , что в общем то согласуется с моими мыслями .
Идем дальше . Знаете ли вы сколько пищи потребляет один человек  ? Не меньше 1 кг в сутки . Т.е. ежедневно Парижу , при заявленных 450 тыс человек нужно было не менее 450 тонн всяческих продуктов . Если учесть , что телега берет на борт где то 750 кг ( а скорее всего и того меньше , какие нибуть приправы занимают много места но весят чуть ) то выходит ежедневно Парижу требовалось не менее  600 телег . И тут две ходки за день сделать уже затруднительно . Скорости тогда были явно не те , да еще и с грузом .
Есть еще такой вопрос как вода . Человеку для питья нужно 2-2,5 литра в сутки минимум . Итого получается 1125 000 литров в сутки. Это не считая воды помыться , изготовить пищу , остудить клинок в кузне , замочить кожу в чане и так далее . Хорошо если река рядом или колодец во дворе . А если нет ни того ни другого ? То придется опять же покупать воду . В интернете я нашел , что мерная бочка равнялась  40 ведрам (около 480 л). Мне кажется , что все таки они были меньше .. Ну пусть будет так . Т .е  на город в 450 тыс человек нужно было как минимум  2343 телеги с  бочками . И опять же при тогдашних скоростях большое количество ходок не сделаешь .
Не надо забывать про мусор . В том числе и промышленный . Отходы тех же мастерских . А у того же мебельщика они не малые . Стружки и опилок много набирается . И опять нужны телеги и лошади .
Был еще  завоз дров, угля для отопления домов и приготовления пищи. Это тоже очень много телег.
А теперь самое интересное . Вы знаете сколько экскрементов производит, так сказать, человек  в сутки ? Ну сходите в туалет , точно подсчитайте а цифру умножьте на 450 тыс человек  .  А ведь тогда канализации не было . Одно время все это вываливали прямо на мостовую . И даже если были таки отхожие места то их надо было чистить . Этим занимались золотари . И опять нужна лошадь , телега и бочка . Не говоря уже о том ,  а смогли бы эти 6 кв км уместить все то , простите , говно , что производят эти самые 450 тыс человек  ежедневно ? Учитывая , что большую часть этой площади все таки занимали дома .А как они пахли , эти средневековые города ,это отдельная песня .
Т.е. тут мы выходит на уровень в несколько тысяч телег ( если не десятков тысяч) , которые  ежедневно должны ездить по городским улицам . А они выдержат такой трафик ? Между прочим в Москве стали строить метро в том числе и потому , что на улицах города стали возникать просто таки рекордные пробки из телег  а также личных и наемных экипажей . Опять же  лошадей где то надо содержать ( а лошадям нужно много места , они не люди , на голове друг у друга сидеть не умеют ), кормить, поить , вывозить навоз. А его у них будет поболе чем у человека . Было ли достаточно места  в городе для такого количества конюшен ? Как то помню наткнулся на такую информацию в сети :
В начале XX века Французская Академия предупреждала об экологической катастрофе, к которой неизбежно должно привести накопление конского навоза, связанное с развитием гужевого транспорта в Париже. Пугающие предсказания были и в Лондоне: «количество лошадей увеличивается с такой скоростью, что вскоре жители столицы будут ходить по колено в конском навозе».
Люди знали , что говорили .
В общем мне кажется , что у средневековых городов был всегда некий порог общей площади , определяемой в том числи и возможностями городских бюджетов построить вокруг города крепостные стены . А также максимальная плотность населения, выше которой город бы просто не смог существовать . Погряз в фекалиях, мусоре и пробках . И эта плотность , скорее всего ,была очень невысокая .
Я всего лишь пытаюсь историю сделать наукой , т.е. брать какое то количество данных и сопоставлять их логическим путем . Это , по моему , как то честнее чем брать цифры с потолка , абсолютно не пытаясь понять , а насколько они вообще были реальны ?
Subscribe
promo well_p май 16, 2015 01:49 94
Buy for 30 tokens
Этот пост краткое описание истории города Пермь Великая, который исчез в начале 18 века. Полное описание моего расследования можно прочитать вот по этой ссылке. В русской традиции называть местности по имени центрального города . Причем когда этот город переименовывают то и область часть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments