well_p (well_p) wrote,
well_p
well_p

Categories:

Численность населения страны как великая государственная тайна

У меня уже накопился целый цикл исторических миниатюр на тему "Население России в 17-18 и начале 19 века" Пришла пора сделать некоторые выводы .
Для начала полный список этих постов  :

Население Сибири в начале 17 века.

Население России в конце 17 века.

Население России в 1722 году .

Население Москвы в 1716 году .

Население Москвы в 1775 году .

Население Москвы в 1812 году .

На эту тему у меня есть пост Рим-маленький маленький город .Также хотелось бы рекомендовать пост моего френда на тему исследования численности населения Константинополя .


А теперь собственно о выводах . Дело в том , что читая старинные указы и документы на тему переписей я каждый раз приходил в недоумение . Указанные там цифры очень сильно не совпадали с теми , что приводят историки . Причем в разы а не на десятки процентов .
В одной книге нашел очень интересный текст . Книга : Герман, Карл Федорович (1767-1838). Статистическия изследования относительно Российской империи, / Сочинение Карла Германа. - Санктпетербург : Печатано при Императорской Академии наук, 1819.



Цифры населения России  относятся к началу 19 века . Представляете какой разброс в оценках , от 14 до 42 миллионов  ?  И в конце очень интересный вывод о том , что либо власти никогда этим особо не занимались , либо сведения хранили в тайне . И тут я понял , это ключ к загадке .
Любое государство может существовать только если может и умеет собирать налоги . Причем точная оценка суммы этих налогов одна из важнейших задач любой власти . Занижение ведет к неправильному планированию . А завышение грозит обернуться потерями бюджета , срочным увеличением налогов и последущей смутой в государстве . И с этим , с переписями,  власти на Руси худо бедно , но справлялись . Я читал много документов на эту тему . В переписях обычно указывалось точное количество дворов в том или  ином населенном пункте или местности . А также подробно расписывалось кто в этих дворах живет и как их звать , с указанием чина , если таковой имелся , профессии и прочих установочных данных . В одной переписи Москвы где то начала 17 века  указывалось даже  оружие имеющиеся в каждом конкретном дворе . Половина Москвы тогда имела пищали , очень многие сабельки а все остальные , в обязательном порядке , рогатины . Время было суровое .
 Для оценки бюджета же считалась  общая численность  дворов , как основной тогдашней единицы налогообложения . Также она нужна была для четкого понимания , какое количество рекрутов можно и нужно набрать для формирования армии . Что бы оценить общую численность населения демографы советуют численность дворов умножать на 8 . Но это обычно по максимуму . В реальности было меньше .
И вот в этом то и кроется вся проблема оценки тогдашней численности населения . Что бы вам было понятнее приведу отрывок из моего исследования численности Сибири в начале 17 века . Тогда власти насчитали всего лишь 3 000 ясачных людей . Это аналог наших дворов . А за сто с лишним лет до этого тогдашние власти Сибири говорили совсем другое .


Насчет гибели инородцев я сомневаюсь . Во первых там просторы огого . Тайга . Там просто найти людей очень проблематично . А во вторых, если бы даже наши казаки уничтожили все мужское население во время завоевания , а это обычно 14 процентов от общей численности, (вот кстати откуда и цифра 8 взялась у демографов  )  то и то бы осталось намного больше тех 3000 тысяч , что насчитали потом . Не говоря уже о том , что к этому времени численность населения  уже просто могла бы восстановиться естественным путем .

Понимаете , численность населения это тогда была стратегическая информация . Она позволяла оценить финансовые и людские ресурсы той или иной страны в предстоящей войне . Поэтому в открытых источниках ее всегда безбожно завышали , ради психологического эффекта . Как те послы Едигера. . Правда им это не помогло .
Думаете сейчас по другому ?Да тоже самое , только по другим поводам.

Всероссийская перепись 2002 года, к сожалению, учитывала лишь постоянное население, лишив демографов возможности проконтролировать повторный счет, возникающий из-за двойного учёта одних и тех же людей - по месту нахождения и по месту постоянного проживания. Результатом стало огромное преувеличение численности населения на территории Чечни и Ингушетии. Видимо, в нём оказались заинтересованы сами жители, рассчитывавшие на получение компенсации за потерю имущества и различных пособий и потому причислявшие себя сразу к нескольким местам постоянного проживания (лагерю беженцев, родной деревне, городу Грозному, где появилась возможность занять квартиру, к Москве или Краснодару, куда уже переехали некоторые родственники и собираются переселиться другие). Местные власти, бюджет и престиж которых прямо зависят от числа граждан, находящихся под их опекой, скорее всего, также приняли активное участие в искажении результатов переписи. Об одной из оценок ошибки переписи сообщает активист Мемориала А. Черкасов. По его сведениям, в Шалинском районе при населении 104 тысячи человек «мертвые души» составляли 27%.
Обрабатывавшие перепись статистики не предприняли необходимых мер по устранению ошибок и опубликовали результаты, во многом противоречащие здравому смыслу.
Сергей Максудов. Население Чечни: права ли перепись? Демоскоп Weekly 07 сентября 2005.

А например в моем городе Пермь еще при советской власти всячески старались довести численность населения города до миллиона . Тогда можно было рассчитывать на постройку в нашем городе Метро за счет федерального бюджета . И довели таки . Но с метро не получилось . Геология , большие расстояния ( по площади Пермь чуть ли не вторая после Москвы ) и прочие сложности не дали осуществить  заветную мечту наших местных властей . Сейчас у нас население опять ниже планки в миллион человек . И опять наши власти время от времени пытаются его увеличить , путем включения  в черту города каких то близлежащих поселков . Подозревая опять в надежде на субсидии Москвы .

Поэтому я всегда тем или иным способом стараюсь объективно оценить цифры населения страны , которые обычно приводят  историки .

Дополнение из поста Население Москвы в 1638 году.
Согласно книге : Росписной список города Москвы 1638 года / Под ред. И.С. Беляева. - Москва : тип. Имп. Моск. ун-та, 1911. - XXXX, 313 с. : ил.; 31. - (Труды Московского отдела Императорского Русского военно-исторического общества, в Москве в 1638 году было 7672 двора. А вот иностранцам говорили совсем другое:



Subscribe
promo well_p may 16, 2015 01:49 94
Buy for 30 tokens
Этот пост краткое описание истории города Пермь Великая, который исчез в начале 18 века. Полное описание моего расследования можно прочитать вот по этой ссылке. В русской традиции называть местности по имени центрального города . Причем когда этот город переименовывают то и область часть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments